8:00 - 17:30

по Москве

Вы можете задать вопросы нашим мастерам

+7 (961) 497-99-97

Корзина

В корзине нет товаров.

в корзине 0 тов. на сумму 0 a

ГлавнаяСтатьиСлавянская письменность – теории, гипотезы и официальные версии.

16 Сентябрь 2014

Славянская письменность – теории, гипотезы и официальные версии.

До 40х годов XX века, существование славянской письменности в дохристианский период отрицалось, и только позже, благодаря обнаружению исторических памятников, ученые начали выдвигать теории о существовании письменности задолго до христианского периода. 

История возникновения славянской письменности – теории и доказательства.

Эта тема, как и большинство ей подобных, является до конца не изученной и вызывает множество споров. В настоящее время установлено, что год возникновения славянской письменности – 863, однако в этот год была создана славянская азбука, известными братьями Кириллом и Мефодием.

Именно к этому событию относится день славянской письменности, который празднуют 24 мая. Однако многие историки склоняются к тому, что празднование дня славянской письменности, как такового, не должно существовать, поскольку вычислить реальную дату возникновения письменности практически невозможно.

Если обсуждению подвергается славянская письменность Кирилл и Мефодий – это первое, что приходит в голову большинству людей, однако многие исследователи считают, что у славян существовала письменность и до святых братьев.

В целом считается, что до христианства славянская письменность была представлена в нескольких вариантах. Первым из них были знакомые всем по урокам истории «черты и резы», упоминаемые Храбром1. Возникновение этого письма привязывают к временному периоду первой половины I тысячелетия нашей эры. Эта гипотеза подтверждается информацией о культуре славян, а также лингвистическими данными, в соответствии с которыми во всех славянских языках присутствуют общие старославянские слова: «книга», «писать» и «читать», тогда как разделения языков происходило как раз в первом тысячелетии нашей эры. Скорее всего, в то время образцы славянской письменности представляли собой простые знаки – черточки, знаки рода и собственности, а также знаки для гадания.

Помимо упоминания Черноризца Храбра, существование черт и резов доказывают и другие исторические источники, например, сообщение путешественника Ибн Фодала2, который наблюдал за ритуалом волжских болгар. Арабский путешественник описывает, как русы написали на деревяшке имя умершего мужа и царя русов. Еще один араб, живший в X веке н.э., писатель Эль Массуди, пишет о пророчестве, начертанном на стене «русского храма». Скорее всего, личные имена являлись условными знаками, выражающими личность человека. Такие часто обнаруживали на личных монетах русских князей X-XI вв.

Кроме того, наличие дохристианской славянской письменности подтверждается исследованием Б.А.Рыбакова3, который изучал «Черняховские» календари. Эта культура датируется II веком н.э., и её памятники находят в обширном районе Украины, в г. Волыни. Исследования Рыбакова основаны на находке – вазе, которая предназначалась для ритуальных целей. Имеющаяся на вазе роспись разделена на 12 секторов по числу месяцев года и в каждом из них присутствуют символы и знаки. Разумеется, эти знаки нельзя назвать алфавитом, они представляют собой только условные обозначения, например, косой крест – солнце и пламя, волнистая линия – вода, сплошная сетка – силки, охота. Таким образом, на вазе имеются обозначения сельскохозяйственного цикла славян и их праздников на весь год.

До сих пор остается спорным вопрос, были ли черты и резы славянскими рунами, то есть, сокращенными набором германского алфавита из 24 рун. Тот факт, что в соседних государствах использовалось рунное письмо, не исключает проникновения этого вида письменности в культуру славян. Исследования Жунковича затронули тему происхождения слова «руна», поскольку ученый заметил множество славянских рек с таким названием. Старославянский язык имеет такой корень «рун», от которого происходят многие русские слова, такие как «рыть», «рана» или «рилля», что означает «борозда». По теории Жунковича, глагол «рути» означает «резать», следовательно «руна» может означать «борозда» или «порез», что вполне могло стать обозначением реки, которая как бы «прорезает» землю.

Таким образом, славянские руны имеют право на существование, однако их использование, как и у древних германских племен, не ограничивается исключительно информативной составляющей, а несет в себе и сакральный смысл. Например, археологическая находка, вятическое височное кольцо 12 века, имеет изображение германской руны Альгиз – защиты от магических сил, а также еще одно кольцо с изображением уже другой руны – Ингуз, которая была символом плодородия.

В целом, руны славян или Вендские руны насчитывают 18 знаков, которые были найдены на исторических памятниках – Микоржинских камнях в Позненской области (Польша), а также идоле храма в Ретре (о последнем остались только описания, коллекция утеряна)4. Некоторые исследователи считают, что Вендские руны появились раньше известного Футарка, однако поскольку не нашли их полного собрания, славянские руны и их значение нельзя считать подтвержденной и абсолютно верной гипотезой. Все же она имеет право на существование.

Руна Мир, аналог Альгиз, является отображением Мирового Древа, символизирует эго человека и предоставляет защиту от магических и реальных сил.

Руна Чернобог представляет собой перевернутую Мир и является выражением сил, стремящихся к первозданному Хаосу.

Алатырь, в соответствии с мифологическими представлениями, символизирует центр мироздания, равновесия и порядок, магический алтарь, через который Боги дают знание людям.

Руна Радуга (в Футарке – Райдо) является отображением дороги, бесконечного пути к совершенствованию. Красивый девиз этой руны: «Делай, что должен, и будь, что будет».

Нужда – это руна бога Нави, хтонического существа, управляющего судьбой и смертью, которой не избежать никому.

Крада, обозначающая жертвенный огонь, это руна Огня в широком смысле. Замысел, раскрытие и очищение, реализация и воплощение. Интересно, что в Футарке это же значение имеет огненная руна Кано, однако выглядит она по-другому.

Руна Треба – аналог Тейваз, обладает сходным значением. Это руна Воина Духа, усилий, которые человек прикладывает для достижения победы, жертва, которую отдает за свои желания. Однако усилия, приложенные к достижению цели, должны быть только честными.

Руна Сила – это один из аспектов движения по собственному Пути, принесение в жертву ради высшей цели, обретения целостности.

Руна Есть – Жизнь в любом из своих проявлений. Эта руна отображает Божественные силы, которые дают жизнь всему живому на земле.

Ветер – это руна Ведания и духовной силы, воли и вдохновения. Воздушная руна выражает творческий порыв.

Берегиня – аналог Есть, повернутый в другую сторону. Поскольку женщина дает жизнь, защищает и оберегает, так и славянская руна Берегиня является символом женского начала, Богини-Матери, которая обеспечивает плодородие и направляет души умерших к новому воплощению.

Уд – это символ мужской творческой силы, страсти, которая рождает жизнь.

Леля – текучая мягкая сила, вода, интуиция, женское начало. Руна Футарка Лагуз имеет аналогичный вид и значение.

Рок – сила всеобъемлющего Духа, непознанного и неизведанного, или, можно сказать, темных глубин человеческого подсознания.

Опора – руна основы Мироздания, дерево, по которому можно взобраться в верхний мир.

Даждьбог – руна славянского Бога, которая обозначает «полный котел» во всех смыслах – благополучие, любовь, богатство, здоровье и все блага.

Перун – руна, символизирующая появление тяжелых сил, которые производят изменения и придают энергии. Однако, как и грозный славянский Бог Перун, эти силы могут оказывать и разрушительное воздействие.

Руна Исток, соответствующая руне Иса из Футарка, которая обозначает Лед. Значение Истока сходно – заморозка, остановка, отсутствие движения и отдых перед новыми начинаниями.

Руны можно считать образом письменности древних славян, однако они чаще использовались для сакральных целей и не годились для документов или передачи большого количества информации. Еще до того как была основана официально признанная славянская письменность Кирилл и Мефодий могли использовать буквенно-звуковое письмо. То есть, славянская речь записывалась с помощью греческих букв, что встречается во многих исторических памятниках.

Однако только благодаря Кириллу и Мефодию появился первый старославянский алфавит, который является диалектом древнеболгарского. Старославянский язык стал основой для всех языков славян – чешского, болгарского, сербского, украинского, русского и других, а необходимость создания языка возникла из-за Крещения Руси и выпуска Библии на родном, славянском языке. Именно поэтому днем славянской письменности стал день памяти дела Кирилла и Мефодия, особо почитаемый в Болгарии, где в свое время учителя нашли достойных учеников и покровителей.

Кирилл и Мефодий – создание алфавита и начало славянской письменности.

Кирилл и Мефодий – это известные просветители славян, причисленные к лику святых. Братья родились в городе Солунь, расположенном в Византии, и с детства общались со славянами, которые в изобилии проживали в окрестностях города. С самого детства Кирилл и Мефодий знали славянские языки, что, в какой-то мере, определило их дальнейшую судьбу.

О том, как была создана славянская письменность Кирилл и Мефодий не рассказывали сами – все имеющиеся источники знаний об их деяниях получены из описаний их учеников, которые составили последователи после кончины просветителей5.

Создатели Кирилл и Мефодий не сразу выбрали свою судьбу. Мефодий изначально управлял княжеством Византии, в котором проживали, преимущественно, славяне, и только позже, в  852 году постригся в монахи и стал игуменом. Что касается Кирилла, то он с детства имел тягу и языкам и прошел обучение в Константинополе у знаменитых ученых, после чего также стал священником, преподавал философию и ездил к арабам в качестве посла. Создатели Кирилл и Мефодий оба посещали Хазарский Каганат, бывали в Херсонесе, а затем направились в Великую Моравию с поручением Михаила III – императора Византии.

Это произошло в 862 году, когда в Константинополь прибыли послы от князя Ростислава, управляющего в Моравии. Князь говорил о принятии христианской веры и отсутствии учителей, которые бы смогли объяснять Библию на родном для славян языке. В ответ на эту просьбу Кирилл и Мефодий отправились в Моравию.

В IX веке Великая Моравия считалась одним из самых крупных государств Средней Европы, в состав которой входили Чехия, Лужица и Малая Польша. Князь Ростислав желал снизить влияние немецкого духовенства и при этом обеспечить чтение святого писания на родном языке, понятном для всех жителей.

Именно в то время появилась упорядоченная славянская письменность Кирилл и Мефодий создали стройную систему, включающую в себя особенности славянского языка. Азбука Кирилла и Мефодия была создана в 863 году и существовала в двух вариантах – кириллица и глаголица. Славянская азбука Кирилла и Мефодия была создана на основе восточно-болгарских диалектов, которые были известны братьям с детства. Славянская азбука Кирилла и Мефодия использовалась впоследствии для перевода Священных книг с греческого языка на славянский. Кроме того, уроки Кирилла и Мефодия помогли местным священнослужителям проводить церемонии на славянском языке, что получило распространение в соседних славянских государствах.

Кирилл и Мефодий и кириллица до сих пор вызывают различные споры, например, о старшинстве возникновения разных азбук. Многие ученые считают, что азбука Кирилла и Мефодия – кириллица, была запрещена Папой Римским, после чего появилась глаголица. Другие считают, что первой появилась глаголица, а славянская азбука Кирилла и Мефодия содержит замены глаголических букв известными греческими.

В любом случае, Кирилл и Мефодий создатели азбуки, дали представление о христианском мире для славян, а также создали литературный язык, который мог использоваться для разных сфер славянской жизни.

Школа Кирилла и Мефодия стала большим достижением для славянских государств, поскольку она позволила приобрести собственную упорядоченную письменность и в какой-то мере избавиться от сильного влияния немецкого духовенства. Однако уроки Кирилла и Мефодия не сразу завоевали славянские государства.

После смерти Кирилла, Мефодий продолжил деятельность в Моравии, однако в тот момент князем стал Святополк, который был подчинен немецкому влиянию. В результате этого школа Кирилла и Мефодия подвергалась гонениям, папа запрещал литургии на славянском языке. После смерти Мефодия его учеников изгнали из Моравии, однако у него осталось достаточно верных последователей и уже в 860 году в Болгарии создается Преславская книжная школа, в которой делают новые переводы церковных книг на славянский язык и переписывают книги, созданные святыми братьями.

Кириллица и глаголица – две старославянские азбуки.

В настоящее время вопрос о том, какую именно азбуку создали Кирилл, остается открыт. Существуют различные гипотезы на этот счет, и одни из них, принадлежащая А.Е. Супруну утверждает, что Кирилл создал именно глаголицу, а уже позже буквы, имеющиеся в греческом алфавите, стали основой для новой азбуки  кириллицы, которая получила широкое распространение и вытеснила первоначальное письмо.

Кириллица – состав и метаморфозы.

Состав изначальной кириллицы неизвестен, однако старославянская азбука включает в себя 43 буквы. Азбука кириллица включает полный греческий алфавит, состоящий из 24 букв, однако некоторые греческие буквы, например, «кси», «фита» или «ижица», перенесены в конец кириллицы, а не занимают положенное место6. К этим греческим буквам было добавлено еще 19 букв, которые обозначали звуки, типичные для славянского языка, и отсутствующие в греческом. Таким образом, когда была введена кириллица язык славян смог полностью выражаться буквами. Еще одной особенностью кириллицы было написание только заглавных букв, что длилось до реформы Петра I, который ввел строчные буквы.

Кириллица картинки которой находили на берестяных грамотах X-XIвв, включала в себя некоторые буквы, напоминающие глаголические, например, «Ц» и «Ш». Эти буквы отсутствуют  в греческом алфавите, и внешне напоминают буквы нескольких других алфавитов, например, арамейского, еврейского или эфиопского. Точно установить, из какого алфавита славянская кириллица позаимствовала эти буквы, практически невозможно.

Однако в целом, кириллица азбука схожа с глаголицей,  например, принципы создания диграфов, например, «Ы» из «ЪI» или йотированных букв, похожи на глаголические.

Что касается различий между двумя азбуками, славянский алфавит кириллица не имеет числового значения букв. Рукописная кириллица использовалась для обозначения чисел, как и греческий алфавит. Например, буква «Ц» обозначала 900, а «Ч» - 90, тогда как в глаголице числа не соответствовали греческим.

Интересным фактом является то, что названия букв Кириллицы представляют собой разные части речи, например, существительные – Д- добро, З – земля, Л- люди, С – слово, местоимения Аз, Он, Наш и глаголы Веди, Есть, Мыслете. Таким образом, некоторые исследователи трактуют азбуку, как зашифрованное послание, законченную мысль. Существуют многочисленные варианты расшифровки, однако в целом мысль их примерно одинакова: «Трудитесь усердно, учитесь, постигайте мироздание. Знание – Божий Дар».

В процессе развития кириллическая азбука претерпевала изменения. Например, в 1708 году Пётр I провел реформу, в соответствии с которой русская кириллица потеряла несколько букв и приобрела черты латинских шрифтов того времени. Кроме того, из неё исчезли надстрочные знаки. Современная кириллица включает в себя все эти изменения.

Глаголица – древнейшая азбука славян.

Глаголица алфавит очень похожа на кириллический. Схожие принципы и правила замечаются в алфавитном порядке, графонимах и способах образования лигатур. Глаголица разделяется на два вида – болгарский округлый и хорватский угловатый. Последний, в соответствии с хорватскими преданиями, был введен св. Иеронимом, и используется в стране и по сей день для церковных литургий.

Славянская глаголица отличается редким использованием линейных элементов, которые чаще заменяются округлыми. Если перед вами глаголица буквы более округлы и вычурны, имеют замкнутые очертания, что отличает их от более угловатой кириллицы. Глаголица картинки которой невозможно перепутать с кириллицей, напоминает греческое «очковое письмо», а некоторые буквы сходны с самаритянским алфавитом7.

Изначально азбука глаголица применялась в Моравии, в середине IX века, после чего проникла в Болгарию, Хорватию и на Русь.

Существует гипотеза, что кириллица была придумана просветителем Кириллом, тогда как глаголица алфавит изобрел Мефодий, однако он открыл азбуку во второй раз. Еще одно имя, которое связывают с изобретением глаголицы – это, как было указано выше, святой Иероним, который считается священником церкви Вергилия. В Хорватии считают, что ирландский проповедник-миссионер выдумал шрифт для народа, среди которого проповедовал.

Использование глаголического письма было особенно популярно в Великой Моравии, на территории которой в настоящее время находятся Польша и Чехия. Уже в 12 веке на Руси, в Болгарии и Македонии употребление глаголицы прекратилось. В Хорватии в это время письмо стало более угловатым, однако окончательная смена глаголицы на кириллицу в этой стране произошла только в 18 веке. В Чехии в 14 веке пытались вернуться к глаголице, однако это не удалось.

Сведения об использовании этой письменности в Киевской Руси также имеются в исторических архивах. Самая древняя рукопись, написанная на глаголице, датируется 10 веком. Официальная церковь не использовала эту азбуку и большинство памятников истории написано с помощью кириллицы, однако в некоторых встречаются буквы и слова, более характерные для глаголицы, например, даже в Софийском соборе сохранились следы глаголических надписей.

В 18 веке на Руси глаголицу часто использовали для тайнописи, однако в основном, памятники, написанные на этой азбуке, встречаются на территории южнославянских государств.

Расцветом глаголической письменности можно назвать 15 век, когда начали печататься книги на этом языке, притом не только в Хорватии, где этот вид письма был наиболее популярен, но также в Венеции и Риме. Еще в 14 веке Кирилл и Мефодий считались в Хорватии святыми, и с помощью их имен хорваты пытались поддержать авторитет глаголического письма. В целом можно сказать, что глаголическая азбука сыграла большую роль именно в хорватской культуре и самосознании, поскольку только в этой стране в условиях распространения католицизма, наряду с латинскими письменами, процветала народная письменность, то есть глаголица. Стоит упомянуть, что последний образец служебника, отпечатанного в Ватикане на глаголице, был выпущен в 1905 году, однако светская литература, например, газеты, печатались на глаголице вплоть до 1940 года.

В заключении хочется отметить, что тема славянской письменности очень обширна и до конца не изучена. Остается много загадок и неподтвержденных гипотез, которым еще только предстоит стать основными версиями или кануть в лету за неимением доказательств.

Список литературы.

1. Сказания о начале славянской письменности. СПб. Алетейя. 2000

2. Крачковский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922гг. Изд. Харьковского Государственного университета, Харьков, 1956, с. 141

3. Рыбаков Б.А. Календарь IV в. из земли полян // Советская археология, 1962, № 4

4. Олег Синько. Славянские руны.

5. Кирилл и Мефодий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона — СПб., 1890—1907.

6. Скобелкин О. В. Основы палеографии. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005.

7. Горшков А. И. Старославянский язык. М. 2002.

 

Авторизация

e-mail/телефон

пароль

Написать нам

:

:

Индивидуальный заказ
  • Мы принимаем индивидуальные заказы на изготовления изделий ручной работы из драгоценных металлов.
  • Для того что бы обсудить заказ, напишите в форму указанную ниже и если необходимо вложите фото изделия которое вы хотите.
  • Мы в кратчайшие сроки рассмотрим вашу заявку и сообщим вам стоимость и сроки изготовления изделия.

:

:

  Файл не выбран

jpg, gif, png (не более 2 мб)

: